Previous Entry Поделиться Next Entry
Саги об исландцах
Vivat Carolus!
carolinknekt wrote in 3_porosenka

Прядь о Нафи сыне Хрекира
(из саги о Свиннлауге Свиной Печени)

Был некто по имени Хрекир из Хаврефьорда. Его отца звали Хрюки Свиное Рыло, он приходился племянником Свейну сыну Сверкера Свиньи, который прибыл в Исландию вместе с людьми Гудмунда сына Гудлейфа, а раньше  жил на хуторе Свинторп в Норвегии. Но о нем ничего не говорится в этой саге.
Когда Хрекир умер от колики в кишках, его крепкий дом в Хаврефьорде достался старшему сыну по имени Нафи. У Нафи было два сводных брата, Нифи и Нуфи, которых Хрекир прижил с рабыней по имени Свиндис.
Жил в Хауге берсерк Ульв Серые Штаны. Нрава он был вздорного, и говорили, будто он оборотень. Он убил и съел родную бабку Астрид Красное Покрывало, когда та лежала в горячке, а сама Астрид ушла искать овец, и был за это на альтинге изгнан из страны, но уезжать не захотел. Когда на него нашло, он явился на хутор Нифгард, где жил Нифи, приблизился к его землянке, крытой соломой, и сказал: «Выходи, Нифи, будем биться!»  Но Нифи знал, что берсерки нечестны в драке, и отвечал: «Нет у меня охоты с тобой биться, Ульф, ступай своей дорогой».  Тогда Ульф подул с такой силой, что сдул солому с землянки и спрыгнул вниз. «Ну а теперь охота появилась?» «Появилась охота  померяться с тобой, кто быстрее бегает» - засмеялся Нифи и бросился бежать. Он бегал быстро, и когда добежал до Хаврефьорда, то  попросил у Нафи дать ему убежище. «Я впущу тебя, Нифи, - отвечал  Нафи, - потому что камень крепче соломы, а ты мне сводный брат».
Ульф не стал преследовать Нифи, потому что рядом был хутор Нуфгард, где жил брат Нифи по имени Нуфи. О том, как этот Нуфи  был убит у залива Скьяфанди, говорится в «Саге о Торде сыне Тормода». Землянка Нуфи была покрыта хворостом, а сверху была прикреплена конская голова.  «Выходи, Нуфи, не будь такой же бабой, как твой брат Нифи!» - сказал Ульф и начал дуть. «Не пускай ветры, Ульф, и не больно-то похваляйся, - сказал Нуфи. -  А ступай отсюда по-хорошему!» Ульф тогда дунул так, что разметал весь хворост с крыши и спрыгнул в землянку, но поскользнулся на плоском камне, а Нуфи вскочил на коня и помчался к брату в Хаврефьорд. Он еще не знал, как все обернулось для Нифи.
Нафи и Нифи, увидя Нуфи, впустили его и стали точить копья, зная, что Ульф теперь будет искать их, и тут они как раз сумеют с ним расквитаться.
Когда Ульф Серые Штаны явился в Хаврефьорд, уже стемнело, но он видел в темноте, как все берсерки, и разглядел, что дом у Нафи крепкий.  Тогда он нарядился в овчину, как ходят батраки, и постучал в дверь. «Кто там?» - спросил Нафи. – «Открой, Нафи, я Бергльот Беззубый» - прошамкал Ульф. В это время мимо проходил Торбъёрн Щука, сын Торлейва сына Тюри, и крикнул: «Зубов у него точно нет, одни клыки!». «Напрасно ты это сказал» - отвечал Ульф и отрубил Торбьёрну Щуке голову. «Будь ты проклят, Ульф» - сказал Нафи из-за двери. Тогда Ульф залез на крышу дома Нафи и заглянул в дымник.  «Не кипятись, Нафи, - сказал он. - Дай я тебя успокою" «Я-то не буду кипятиться, зато ты сейчас будешь» - отвечал ему Нафи, и братья копьями зацепили Ульфа, втащили в дом через дымник и, бросив в чан с кипящей водой для пива, что стоял на очаге, закрыли крышкой. Говорили, что Ульф из-под крышки сказал вису, но в этой саге ее нет.
Нафи утром поехал на поле тинга и сказал все, как было.
На этом прядь о Нафи кончается.


Примеры "прядей" - отдельных сюжетных линий в сагах - есть тут.



Иллюстрация к пряди:
http://torban.org/kent.jpg

  • 1
Стараюсь марку кафедры держать)

Истинное удовольствие получила!

Так и эти дикие саги полюбить можно! :)

Какие же они дикие - они очень культурные!См. М.И.Стеблин-Каменский "Мир саги"

...и я, кажется, догадываюсь, почему этой висы нет. Позднейшие переписчики удалили из цензурных соображений! :)

Страшная утрата для скандинавистики

Спасибо за занятное чтение.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Превосходно и очень стильно.

Спасибо. Может, со временем и виса найдется)

(Удалённый комментарий)
Отменная стилизация, браво!
Слышала я, что Нафи, обученный грамоте, записал вису Ульфа Серые Штаны. Потеря этого текста - большая утрата для любителей исландских саг. Также дошли до нас разговоры, будто бы вам открылось, где искать пропавшую вису. Так ли это, нам не ведомо.

Спасибо! Поиски идут вовсю, но пока о результатах говорить рано (наши специалисты рассчитывают под это дело освоить исландский грант);)

это было замурчательно, спасибо : )

Великолепно! Блестяще! Офигительно! Вису нужно разыскать непременно, в ней наверняка есть редкие кеннинги свиньи, как например "корабль сала".

Возможно, "конь вертела" также, и "Фрейр пятака"

Ждать придется долго - скоро сказка сказывается, да нескоро сага пишется)

Вах, отлично! Стилизация один-в-один. И отсутствующая виса, конечно, интригует... Также порадовало упоминание об Астрид Красное Покрывало - возможно, про нее сложена отдельная сага?

Спасибо - вот ниже ученейший юзер проследил явно континентальные корни данного текста...

Может, он и про Астрид знает

Здоровская стилизация ))) пиши ещё! ;D

Спасибо - а там как Одину угодно)

Супер! А про Астрид Красное покрывало - будет? Еще про Бьорна ( или Олава?) Недомерка и его братьев можно или про Сигурда Синюю Бороду ;)

Позвольте сделать приписку, так сказать, ad marginem

...в саге О Ночной Наезднице из усадьбы Праздничный Пирог также упоминается некий исландец Ульв, имеющий довольно схожее прозвище - Серый Плащ.
В саге Ночная Наездница (то, что ее имя скрывается, видимо, должно было подчеркивать ее потустороннюю хтоническую природу, по всей видимости, рассказчик хотел дать понять, что она - тролльша) дает Ульву платок с тремя узлами, "которыми, как говорят, злые сейдконы до появления истинной веры вызывали бури, чтобы топить рыбацкие лодки и прогонять рыбу от берегов".
Ветер, завязанный колдуньей в узел, "торговля ветром" - хорошо известный специалистам мотив. Некоторые исследователи уже делали предположение, что эти узлы она продает Ульву, чтобы тот быстрее добрался до дома. Столь характерное занятие сразу должно было дать понять слушателю, к кому именно попала Хрета со своим братом.
Однако в свете пряди О Нафи сыне Хрекира мы можем предположить, что здесь имеет место не простая торговля ветром, а отсылка к более мрачному сюжету нападения с помощью вредоносного колдовства, известному слушателям саги (нападение с помощью вызова бури - хорошо известный мотив в исландских сагах). Что, без сомнения, должно было иметь сильный художественный эффект.
Если Ульв Серые Штаны и исландец Ульв Серый Плащ - одно лицо, то становится понятным, как с помощью дуновения берсерк мог разрушить, пусть и соломенный, дом.
В этом случае, разумеется, подразумевается, что он "дул" не сам, а развязывая колдовские узлы, что вызывало бурю.
Однако путаница с именами вызывает еще один вопрос: в какой мере поврежден текст, и не имеем ли мы лишь пересказ некоего более древнего сюжета?
Собственно, рассказ про дома из соломы и из хвороста, уже указывает на такую порчу - в Исландии такие жилища не строятся.
Вероятно, в первоначальной редакции имелись ввиду традиционные дома с невысокими стенами, крытые соломой, хворостом и дерном и каменной черепицей соответственно.
Мы полагаем, что исходным именем было именно прозвище Серый Плащ. В пользу этого свидетельствуют крайне древние черты повествования и в саге, и в пряди, такие как каннибализм, в том числе в колдовских целях (известный у германцев еще по капитуляриям Карла Великого), оборотничество, колдовство и, возможно, нечеловеческие персонажи. Даже сам автор саги - "брат Гримм", - очевидно, завуалированное имя "Гримнир", т.е. Один.
Все это отсылает нас к древнейшим пластам германских сказаний, в каковых плащ - предмет, с помощью которого совершается "оборачивание" (ср. одеяния валькирий, плащ из перьев который одевает Локи, сюжет с одеванием шкур из саги О Вельсунгах и т.п.).
Если это так, то "Серый Плащ" - указание на природу, характер оборотничества Ульва.
Таким образом, вероятнее всего, мы имеем дело с довольно сильно поврежденным текстом, в котором, тем не менее, угадываются древние языческие черты.
Вероятно, оригинал....

"Говорили, что Ульф из-под крышки сказал вису, но в этой саге ее нет." - нет слов.

Ну да, у него их и не было - не то что на кеннинг, на хейти завалященькое)

Я что-то не понимаю, это кто-то современный придумал эту саги или почему она так похожа на три поросёнка, то есть на название этого журнала?

Это придумал кто-то более-менее современный
/Этот кто-то;-)

Какая красота! Можно перепостить? со ссылкой?
я сама просто писала такую стилизацию, конечно не такая круть вышла, но жить можно.

Спасибо! Конечно, можно! А что Вы писали, можно полюбопытствовать?

(Удалённый комментарий)
Спасибо. Я уже поняла, чем войду в историю)))

Хитрый Фрейр пятака
пОлнит котел Серым Ульвом
выкипит Эгира влага -
будет Браги сердит

Взоржал. Автор, пиши ещё!

  • 1
?

Log in